Preview

Акмеология

Расширенный поиск

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН (окончание)

Полный текст:

Аннотация

В статье представлен психолого-акмеологический анализ феномена профессиональной субъектности как качества, принадлежащего субъекту. Теоретически обосновано положение о том, что высокий уровень субъектности, субъектной позиции и субъектной регуляции деятельности способствует «переходу» личностно-профессионального развития на более высокий уровень саморазвития, формирования личностно-профессиональной позиции специалиста и достижения высокой степени его готовности к профессиональной деятельности и непрерывному личностно-профессиональному самосовершенствованию. В рамках теоретического анализа определены сущностные характеристики профессиональной субъектности - активность, свобода выбора, сознательное целеполагание, творчество. По результатам анализа сформирована теоретическая модель профессиональной субъектности (на примере будущих психологов), отражающая ее побудительную и регуляторную функции, структуру (ценностно-смысловой и креативно-действенный компоненты), акмеологические критерии и показатели и соответствующую специфику формирования. Эмпирическая проверка указанной модели проведена на студенческой выборке (будущие психологи) в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Использованы следующие методы: а)»измерение» самооценки уровня онтогенетической рефлексии, уровня субъективного контроля, особенностей социальной креативности личности, смысложизненных респондентов; б) диагностическое интервью с каждым участником исследования; в) эксплораторный факторный анализ. Выявлены отдельные факторы, указывающие на сформированность профессиональной субъектности, определена уникальная факторная структура, содержащая характеристики и показатели ее проявления (рефлексивность, активность, самостоятельное целеполагание, оптимизм), позволяющие говорить о сформированности профессиональной субъектности (высокий уровень); о противоречиях в процессе ее формирования, которые приводят к затруднениям в личностно-профессиональном развитии личности (средний уровень); о несформированности структуры профессиональной субъектности (низкий уровень).

Об авторе

Анатолий Алексеевич Деркач
Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Россия


Список литературы

1. Березин А.Ф. Развитие субъектности студентов-психологов в процессе самостоятельной учебной деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук. - Ставрополь, 2002. - 21 с.

2. Деркач А.А., Селезнёва Е.В. Акмеология в вопросах и ответах. - М., 2007. - 248 с.

3. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб.: Питер, 2004. - С. 506-508.

4. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - 2-е изд. - М.: Смысл, 2006. - 18 с.

5. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 256 с.

6. Психодиагностика и акмеография / А.А. Деркач, А.С. Огнев, Ю.Н. Гончаров. - Воронеж: Изд-во Воронежского филиала РАГС, 1997. - 191 с.

7. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. - 496 с.


Для цитирования:


Деркач А.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН (окончание). Акмеология. 2016;(2):7-12.

For citation:


Derkach A.A. PROFESSIONAL SUBJECTNESS AS A PSYCHO- ACMEOLOGICAL PHENOMENON (end). Acmeology. 2016;(2):7-12. (In Russ.)

Просмотров: 52


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)