Preview

Акмеология

Расширенный поиск

АКТИВНОЕ СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ

Полный текст:

Аннотация

В статье приведены результаты исследования, нацеленного на психологический анализ активного совладающего поведения как акмеологического ресурса в профессиональной деятельности учителей. Авторами теоретически обосновано и эмпирически подтверждено положение о том, что совладающее поведение учителей может быть различным в зависимости от целевой аудитории, с которой они работают. В ходе теоретического анализа определены сущностные характеристики совладающего поведения как индивидуального способа совладания с внешней или внутренней трудной ситуацией, определяемой её логикой, значимостью для субъекта и психологическими характеристиками. Показано, что активное совладающее поведение включает в себя прогнозирование будущих возможных проблем, постановку целей, планирование путей их достижения, реализацию планов, ориентированных на будущее в форме преодоления потенциальных препятствий. Эмпирическая проверка гипотезы проведена на учителях средних учебных учреждений г. Бишкека Кыргызской Республики. Использованы методы: а) психодиагностической оценки совладающего поведения в профессиональной деятельности; б) сравнительного, корреляционного анализа. Выявлено, что учителя начальных классов чаще считают основной трудностью в профессиональной деятельности неадекватное поведение учащихся (агрессивность, тревожность, вспыльчивость, болтливость), учителя старших классов - неорганизованность и низкую учебную мотивацию учащихся. Учителя обеих групп с нормальным уровнем профессионального стресса активно преодолевают трудности, сохраняют необходимую дистанцию по отношению к работе, ощущают себя благополучными и более открыты к получению социальной поддержки.

Об авторах

Татьяна Сергеевна Пилишвили
Российский университет дружбы народов (РУДН)
Россия


Зулайка Шабданбековна Шабданбекова
Российский университет дружбы народов (РУДН)
Россия


Список литературы

1. Артюхин И.Н., Тишина О.В. Копинг-стратегии в терапии стрессовых расстройств // Акмеология. 2015. № 3(55). C. 186-187.

2. Бехтер А.А. Оптимизация совладающего поведения специалиста путём развития рефлексивности личности (эмпирическое исследование) // Акмеология. 2014. № 1(49). С. 138-143.

3. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. - СПб.: Питер, 2009. С. 235-239.

4. Гагарин А.В. Деятельность личности в информационно-образовательной среде: теоретико-методологические аспекты // Акмеология. 2012. № 3(43). С. 31-36.

5. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста (начало) // Акмеология. 2012. № 4(44). С. 11-23.

6. Куприянов Р.В. Психодиагностика стресса: практикум / сост. Р.В. Куприянов, Ю.М. Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол. ун-т. - Казань: КНИТУ. 2012. 212 с.

7. Медведская Т.С. К проблеме структурно-содержательных и функциональных компонентов активности личности в стрессовой ситуации // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2009. № 4. С. 84-88.

8. Митина Л.М., Митин Г.В., Анисимова О.А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. - М.: Академия. 2005. 368 с.

9. Москвина М.В. Теория и практика психологического здоровья для педагогов всех типов образовательных учреждений // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 9. С. 17-20.

10. Фельдман И.Л. Особенности копинг-стратегий и защитных механизмов у медицинских работников // Акмеология. 2012. № 3(43). C. 78-83.

11. Ben J.S., Leanne L. Proactive coping as a personal resource in the expanded Job demands-resources model // International Journal of Stress Management. 2015. Vol. 22. No 1, pp. 46-69.

12. Dicke Th., Parker Ph. D., Marsh H.W., Kunter M., Schmeck A., Leutner D. Self-efficacy in classroom management, classroom disturbances, and emotional exhaustion: A moderated mediation analysis of teachercandidates // Journal of Educational Psychology. 2014. Vol. 106(2), pp. 569-583.

13. McIntyre T. M., McIntyre S. E., Barr Chr. D., Woodward Ph. S., Francis D.J., Durand A.C., Mehta P., Kamarck Th.W. Longitudinal study of the feasibility of using ecological momentary assessment to study teacher stress: objective and self-reported measures // Journal of Occupational Health Psychology. 2015. No 14, pp. 2-10.

14. Parker S.K., & Collins C.G. Taking stock: Integrating and differentiating multiple proactive behaviors // Journal of Management. 2010. No 36, pp. 633-662.

15. Ullrich A., Lambert R.G., McCarthy Chr. J. Relationship of German elementary teachers’ occupational experience, stress, and coping resources to burnout symptoms // International Journal of Stress Management. 2012. No 19(4), pp. 333-342.


Для цитирования:


Пилишвили Т.С., Шабданбекова З.Ш. АКТИВНОЕ СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ. Акмеология. 2016;(3):68-72.

For citation:


Pilishvili T.S., Shabdanbekova Z.S. PROACTIVE COPING BEHAVIOR AS AN ACMEOLOGICAL RESOURCE IN THE TEACHERS’ PROFESSIONAL ACTIVITY. Acmeology. 2016;(3):68-72. (In Russ.)

Просмотров: 34


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2072-7577 (Print)
ISSN 2409-6148 (Online)